В условиях логистического кризиса предпринимателям приходится перестраивать маршруты и менять перевозчиков. В этой ситуации не обходится без увеличения сроков и стоимости доставки, сложности расчетов из-за колебаний курсов и санкций со стороны международных банков. Товары из Европы попадают на территорию России и Беларуси, но путей ввоза становится все меньше. На первый план выходят мультимодальные перевозки, новые транзитные маршруты и укрепление связей с восточными странами.
Возможные риски перевозок при условиях санкций
Поставщики из Европы готовы работать с бизнесом из России и Беларуси, но есть нюансы:
- Забрать товар можно только самовывозом. Если до санкций европейские поставщики отправляли груз своими логистическими компаниями и оформляли необходимые документы для прохождения таможенного контроля, то сегодня продукция поставляется только на склад, то есть ее нужно вывозить самостоятельно.
- Оформление таможенной декларации на экспорт происходит через европейских агентов. Из-за поисков исполнителей и согласования документов с регулирующими госорганами стран ЕС сроки поставки товаров увеличиваются в 2–3 раза. В некоторых случаях предпринимателям приходится ждать разрешения на вывоз до 4–6 месяцев.
Если затягивание сроков можно еще называть решаемой проблемой, то уголовная ответственность за поставку санкционной продукции на территорию РФ — это уже реальные риски. С декабря 2022 года в Евросоюзе обсуждается тема уголовной ответственности за экспорт «санкционки». Поэтому предприниматель может вовсе не вывезти из ЕС уже оплаченный груз.
С какими еще неприятностями можно столкнуться:
- Санкционные списки позволяют накладывать экспортный запрет практически на любую технику. Серьезные проблемы возникают при доставке продукции приборостроительной, машиностроительной, химической и обрабатывающей отраслей.
- Низкий уровень квалификации со стороны продавца и его таможенного агента нередко приводят к неправильному оформлению документации. В результате продукция получает техническое описание, которое подходит под категорию «применение двойного назначения». Это значит, что товар может использоваться не по целевому назначению. В этом случае регулятор ЕС не выдает разрешение на экспорт, а если и разрешит, таможенные органы все равно не пропустят такой груз (даже если в наличии будет сертификат конечного пользователя).
- Из-за санкций европейские производители отказывают в выдаче сертификатов на продукцию. Особенно эта проблема затрагивает ввоз комплектующих и запчастей для автомобилей. А без нужного документа невозможно пройти таможенный досмотр.
Более комфортная обстановка наблюдается для бизнеса, связанного с продажей косметических товаров, одежды, электроники. Из неприятного: рост стоимости грузоперевозок и расходов на оформление таможенного транзита.
Главные логистические маршруты при санкциях
Основным портом по-прежнему остается Владивосток. Из наземных путей, соединяющих Россию и Азию, выделяются переход в Благовещенске и Забайкальске — через эти пункты проходит доставка грузов автомобильным и грузоперевозки железнодорожным транспортом.
Самые загруженные терминалы по приему контейнерных грузов — Ворсино и Белый Раст. А из железнодорожных магистралей стоит выделить Транссибирскую и БАМ. Белорусская железнодорожная станция Колядичи также пребывает в загруженном состоянии.
Новые логистические пути 2024 года в условиях санкций
Россия активно налаживает поставки продуктов пищевой промышленности и машиностроения из Ирана. И чтобы разгрузить основные терминалы, в 2024 году планируется дальнейшая модернизация Каспийского порта. На данный момент Астрахань не может полноценно осуществлять перевалку грузов, так как не каждый причал способен принять торговый корабль и разгрузить 40-футовый контейнер.
Продукты из Индии по-прежнему поставляются через Владивосток и Находку. Однако эти порты перегружены товарами из Китая. По этой причине некоторые предприниматели выбирают маршруты, проходящие через Суэцкий канал и до Новороссийска.
Доставка груза из Китая при санкциях
В условиях санкций самым загруженным направлением стал Китай. Только в 2023 году товарооборот РФ с этой страной достиг 185 миллиардов долларов. Из Поднебесной доставляют строительную и сельскохозяйственную технику, легковые автомобили, запчасти, электронику и т. д. Груз следует из порта Шанхай во Владивосток, где контейнеры разгружаются и перевозятся ж/д или автомобильным транспортом. Эта схема доставки эффективно работает как для России, так и для Беларуси.
Хотя в российском направлении перестали работать крупные мировые контейнерные перевозчики (например, Maersk и MSC), появились новые операторы из Южной Кореи, Дубая и других восточных стран.
В среднем доставка груза из Китая до порта Владивостока составляет около двух недель. До Санкт-Петербурга груз может добираться в течение 1,5 месяцев. К этим срокам прибавляется выгрузка контейнеров и загрузка на другие виды транспорта (грузовые автомобили, поезда). Поэтому не всем подходят морские маршруты из Китая. Альтернатива — прямые железнодорожные перевозки из Китая. Например, из Шанхая в Минск товары доставляются в течение 40–50 дней.
Если нужна быстрая доставка, между Беларусью и РФ курсируют прямые авиарейсы из Китая. В этом случае грузы будут доставлены за неделю.
Даже в условиях санкций предприниматели стараются искать выгодные варианты грузоперевозок, которые не нарушали бы законодательство с обеих сторон. Чтобы оставаться уверенным на 100%, что экспортируемый товар будет привезен вовремя и без рисков, нужно обращаться к профессионалам. ООО «Аэростар» оказывает комплексные услуги международных грузоперевозок: организацию доставки, таможенное оформление, юридическую помощь, страховку. Подробности узнавайте на официальном сайте компании.