Самым главным вопросом для всех участников ВЭД в последнее время стал вопрос финансовых расчетов. Источником проблемы явился принятый еще в конце прошлого года указ президента США Джо Байдена, позволяющий применять санкции к финансовым организациям, которые нарушают ограничительные меры по отношению к России.
Оборонная, технологическая, аэрокосмическая, производственная и строительная отрасли, множество товаров, напрямую и косвенно связанных с данными сферами, оказались в подсанкционном списке. При содействии в доставке такого рода товаров банкам грозят огромные штрафы, к ним также могут быть применены санкции в виде включения в список SDN и другие ограничения вплоть до уголовной ответственности.
Что такое список SDN? Что означает попадание в такой список?
SDN (Specially Designated Nationals) – это список, в который включены лица, организации и даже страны, на которые наложены различного рода ограничения – от запрещения сделок с американскими компаниями до замораживания активов. Данный список является достаточно действенным инструментом Управления по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC).
Итак, попадая в такой список, вы лишаетесь права взаимодействия с физическими и юридическими лицами США. Что касается банков, попавших в этот список, то они не могут осуществлять финансовые операции с американскими контрагентами, проводить расчеты в долларах, покупать акции и др.
Многие были удивлены тем, что сейчас китайские банки стали так строго соблюдать запреты, наложенные США. Однако, скорее всего, это не какой-либо коммерческий умысел, а весьма прагматичный китайский подход: финансовым организациям из Китая просто необходим такой строгий контроль за трансграничными операциями, чтобы самим не попасть под вторичные санкции, а также соблюдать предписания своего национального регулятора.
Санкционный комплаенс в банке
Именно по этим причинам в последние пару месяцев мы наблюдаем усиление банковского комплаенса.
Комплаенс (compliance) – это так называемая внутренняя система мер организации, система управления рисками, внедренная для того, чтобы четко отслеживать и соблюдать законодательство, предотвращать нарушения и сохранять репутацию организации.
Это же касается и белорусских банков, которые тоже не хотят попасть под вторичные санкции. Некоторые проверяют документы при отправке денег и, если видят санкционный код ТН ВЭД, то платеж от белорусского банка может быть отклонен или задержан для дополнительной проверки.
Далее ситуация еще больше усугубилась. Появились аналогичные списки отдельных стран и Евросоюза. Следующим этапом последовала реакция крупнейших китайских банков: опасаясь санкций США, китайские банки объявили о том, что больше не будут принимать платежи от банков, попавших в SDN-лист. Также они будут проверять более тщательно информацию о категории товаров, за которые поступают деньги на счета клиентов китайских банков. Операции по переводу денежных средств за товары, коды ТНВЭД которых попали в санкционный список, стали отклонять. Сейчас можно говорить о том, что почти все банки Китая (как и большинство стран Евросоюза, США, Великобритании, Турции, Индии и даже стран ЕАС) перед тем, как зачислить деньги на счет клиента своего банка, практически всегда требуют предоставить, кроме контракта и инвойса с указанием кода ТНВЭД товара, также сопроводительные транспортные документы, если таковые есть, чтобы убедиться, что товар не перевозился подсанкционными авиакомпаниями либо другими подсанкционными перевозчиками.
Кроме того, могут проверяться данные получателя/отправителя на наличие их в санкционных списках, либо наличие таких лиц в составе учредителей юридических лиц отправителя/получателя товара. Могут попросить оформить грузовую таможенную декларацию, описание основной деятельности грузополучателя, плательщика. Здесь надо отметить, что эта информация, как правило, запрашивается у получателя платежа. Отсюда вывод: именно от получателя платежа чаще всего зависит, пройдут ли деньги, потому что именно он решает, какие документы и насколько соответствующие требованиям банка (а они исходят из требований и наложенных санкций США и Евросоюза) будут представлены для проверки. Поэтому всегда полезно перед отправкой денег пообщаться с получателем и выяснить, в курсе ли он, какие документы попросит у него банк по этому платежу, и понимает ли он, насколько важно внимательно отнестись к такому запросу, предварительно проверив все данные, которые внесены в контракт, инвойс и т.д., чтобы никаких санкционных лиц, кодов и другой информации, которая может быть подвергнута тщательной проверке, в них не содержалось. Ну, а уж если вы захотели привезти товар, который подпадает под санкции, то тогда договаривайтесь с китайцем (турком, индусом или другим получателем). Дело это неблаговидное и, мало того, наказуемое, так что решать вам: то ли отказаться от такого рода платежей, то ли идти на явное нарушение.
Сама проверка документов банком, принимающим от вас платеж, занимает немало времени, особенно в крупных банках, что обусловлено скорее всего резко возросшим объемом работы с документами и пока недостаточным количеством персонала. Как показывает практика, например, Bank of China (ВoC) рассматривает их в течение примерно 10 дней. Но порой этот период затягивается на месяц и более. Банки поменьше иногда укладываются в 3-4 дня.
Еще один важный момент: требования банков к сопроводительным документам касаются как платежей в долларах и евро, так и в юанях. Наши представления о том, что отправить можно юани и никто не посмотрит тогда, за какой товар оплата, категорически неправильные. Проверяются переводы и в юанях !
Резюмируем все вышесказанное: проблема с платежами серьезная и пока не поддающаяся решению. Есть определенные договоренности у Беларусбанка и Сбербанка с китайскими, индийскими партнерами, благодаря чему платежи потихоньку просачиваются. Есть возможность у некоторых других белорусских банков проводить операции в юанях. То есть жизнь не стоит на месте и все ищут пути решения возникшей проблемы. Однако ситуация сложная и перспективы пока не лучше. Следствием уже стало сокращение перевозок по сравнению с январем 2024 г. Это вызвало усиление конкуренции в среде перевозчиков. Не можем не отметить такой негативный фактор, как увеличение комиссионных банковских расходов. Ну и необходимо также постоянно следить за новостями и обновлениями в области международных санкций, поскольку политическая обстановка и список санкционных лиц могут изменяться со временем.
Однако… Где наша не пропадала? Впрягаемся и пашем… Везем и доставляем…