Итак, вот уже четыре месяца мы наблюдаем, как мировая логистика и торговля страдают от происходящих в Красном море событий. Напомним вкратце: в ноябре 2023 г. боевики-хуситы, выразив свою поддержку группировке Хамас, начали нападения на грузовые суда в Суэцком канале.
В январе 2024 г. ситуация усугубилась в связи с тем, что США при поддержке союзников начали военную операцию в Йемене для того, чтобы восстановить безопасность. Понимая все риски в сложившейся ситуации, крупнейшие морские линии MSC, Maersk, CMA CGM и Hapag-Lloyd отказались использовать Суэцкий канал для прохождения своих судов.
Результатом стало падение грузового трафика и резкий взлет морских ставок за перевозку. В них стали включать надбавки порядка 400-600 $, а также страховые сборы из-за военных рисков.
При усилении эскалации не исключается угроза полного закрытия перевозок по Красному морю. В связи с этим грузовладельцы и экспедиторы ищут альтернативные пути доставки. Обходом Суэца стал маршрут через мыс Доброй Надежды. Однако это прибавило семь тысяч километров и увеличило время доставки на полторы-две недели. Проблемой является и неспособность транзитных портов альтернативных маршрутов выдерживать возросшую на них нагрузку.
Хоть конфликт в Красном море еще не урегулирован, в марте 2024 г. ставки на морские перевозки начали снижаться. Ключевые игроки рынка морских перевозок адаптируются к продолжающимся трудностям и, кажется, начинают довольно неплохо справляться с проблемами. Транзитное время стало меньше, нежели было в ноябре-январе. Однако оно по-прежнему не достигло показателей, которые были при хождении через Красное море. Некоторые морские линии прорабатывают возможности возврата к привычным маршрутам, но пока что риски высоки.
Всем известно, что срок доставки товара для клиентов является одним из важных критериев при выборе маршрута перевозок. Учитывая более долгие сроки перевозок через Клайпеду, более привлекательно стали выглядеть порты Дальнего Востока, Санкт-Петербурга, Новороссийска. Возросший поток грузов несколько “перегрузил” порты и железнодорожную систему России, в связи с этим ожидание выхода поезда может достигать 3-4 недели, что в свою очередь увеличило и транзитное время до Беларуси. Однако даже с такими задержками транзитное время более привлекательно, нежели при использовании порта Клайпеда.